Цветомузыкальная установка (или приставка) подключается к звуковоспроизводящей электро- и радиоаппаратуре (электромузыкальным инструментам, магнитофонам, электрофонам, радиоприёмникам, телевизорам) для усиления эмоционального воздействия музыки на слушателей за счёт дополнения музыкальной программы цветодинамическими эффектами. Установка может быть использована и как цветной светильник. Состоит из светооптического устройства и электронного блока управления. В качестве светооптического устройства используются цветные лампочки (в гирляндах или одиночные), прожектора с цветными стёклами, различные экраны — плоские, цилиндрические, сферические, многогранные, напольные, настольные или настенные (например, в виде торшера, вазы, бра) из молочно-белого стекла или плексигласа (оргстекла). Обычно в цветомузыкальных установках используются 3 цвета — красный, зелёный и синий; реже применяют 4 и более — красный, синий (фиолетовый), зелёный, жёлтый (оранжевый).
Цветодинамический эффект, сопровождающий музыку, достигается в установке за счёт изменения яркости свечения цветных лампочек синхронно с громкостью звучания и тембром исполняемой мелодии. Например, если в мелодии преобладают низкие (басовые) тона, то ярче светят красные лампы, создавая атмосферу напряжённости, вызывая у слушателей ощущение тревоги. Высокие тона сопровождаются свечением синих лампочек, усиливающих впечатление прозрачности, воздушности мелодии. Зелёный свет, соответствующий среднему тону, является основой цветовой гаммы, действует на слушателей успокаивающе, создавая у них ощущение уверенности, устойчивости.
В сценических постановках, на эстрадных концертах, дискотеках и других зрелищных мероприятиях используют цветомузыкальные установки с разделением цветов: каждая лампа (или прожектор) светит сильнее или слабее в такт с изменением силы звука соответствующего тона, создавая в помещении мерцающее освещение.
В домашних условиях большее распространение получили экранные цветомузыкальные приставки со сложением цветов. В таких установках свет от разноцветных лампочек направляeтcя на общий молочно-белый экран. В результате сложения световых потоков различного цвета свечение экрана приобретает массу непрерывно меняющихся оттенков в зависимости от того, какой цвет (тон в музыке) в данный момент преобладает; яркость свечения экрана при этом колеблется незначительно, т. к. в этом случае она зависит от усреднённого во времени значения громкости звучания воспроизводящей аппаратуры.
Яркость свечения цветных лампочек регулируется электронным блоком управления, подключаемым непосредственно к звуковоспроизводящему аппарату. Электрические сигналы звуковой частоты, поступающие из воспроизводящего аппарата в блок управления, разделяются в нём по частоте на сигналы, соответствующие низкому, среднему и высокому звуковому тону, последние после усиления подаются на нити накаливания цветных лампочек.
Отечественная промышленность выпускает несколько типов цветомузыкальных установок как экранных, так и с разделением цветов. В журнале «Радио» периодически публикуются описания и схемы цветомузыкальных установок, разработанных и созданных радиолюбителями.